ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

телефон доверия

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Начнем с истории … На мой взгляд, история интересна и важна. Приятного прочтения – Л.Кумпан

История телефонной психологической помощи за рубежом

«Телефонная помощь для людей в кризисе или решивших расстаться с жизнью возникла более 40 лет назад. Местом ее рождения стал Лондон, а зачинателем и впоследствии руководителем одного из международных движений телефонной помощи, стал англиканский священник Чад Вара. Сам он так пишет о себе: «У меня не было склонности к самоубийству. Я не бездельничал. Я был занят и был нужен другим. Я был и викарием прихода, и капелланом в больнице, сотрудничал с редакциями иллюстри​рованных журналов. И все время, оставшееся от проведения занятий с молодежью и молитв для престарелых или поездок к больным, нуждавшимся в причастии, я стучал по пишущей машинке до двух-трех часов ночи. Не было у меня времени уяснить для себя, счастлив я или нет, и мне удалось сохранить это неведение». Еще с молодых лет он считал себя задолжавшим человеку, поскольку не смог предотвратить самоубийство 14-летней девочки, своей прихожанки, которая покончила с собой, когда у нее начались месячные, решив, что она заболела венерическим заболе​- ванием. В 1953 году он прочел где-то, что в Большом Лондоне происходят три самоубийства в день. Это поразило его и обрекло на вопросы: «что же предпринять, если эти люди не захотели обратиться ни к врачу, ни к соци​альному работнику в нашем замечательном процветающем обществе? Но к кому они могли бы обратиться? Может, некоторые из них выбрали бы меня? Если спасать жизни так просто, почему бы мне не делать это все время? Но как же связаться им со мной в минуту кризиса?»

Обстоятельства благоприятствовали решению этих вопросов, как раз в это время Чад Вара получил приход в самом центре Лондона, в Сити, и поделился со своей паствой идеей — дать объявление в газетах о своем номере телефона в церкви, с тем, чтобы любой человек, испытывающий, нужду, мог позвонить туда в любое время суток, так же как звонят при пожаре, в полицию или скорую помощь. «Перед тем как покончить с собой, позвони мне!» Телефон 9000. Идея, подкрепленная рекламой, сработала, и 2 ноября 1953 г. у Чад Виры раздался первый звонок. Несколько недель он управлялся с ними сам. Главное, что он понял за это время, — что все звонившие прежде всего нуждались в дружеской помощи. Вскоре он осознал, что самому ему с этим делом не справиться и стал искать помощников. И если вначале его потрясло количество людей, которые испытывали нужду в его помощи, то теперь он был поражен тем наплывом желающих, которые хотели бы помогать оказавшимся в беде. Естественно, он старался беседовать с каждым, пред​лагавшим свои услуги, но вскоре понял, что и с этим он сам справиться не в состоянии. У его церкви образовалась огромная очередь. Чад Вара оказался в довольно сложной ситуации. И тут помогла добрая английская традиция — чаепитие, которая всегда является благоприятным моментом для знакомства, обмена мнениями и, как оказалось, для разрешения трудных ситуаций. И он предложил тем, кто хотел ему помочь, вначале готовить чай или кофе для тех, кто пришел к нему за помощью. Так, в приемной у его кабинета за чашкой чая завязывались знакомства и устанавливались контакты. После этого те, кто пил чай, и те, кто его готовил, уходили вместе, одни с надеждой на благоприятные перемены, другие — с уверенностью, что должны помочь ближнему. Постепенно очередь к Чад Варе стала редеть, и это было для него вдохновляющим знаком, что традиция стала прививаться. Так появились «самаритяне» — служба, стремившаяся оказывать дружескую помощь по телефону и в очном контакте. 2 февраля 1954 г. Чад Вара собрал своих последователей, первых телефонных волонтеров, и сказал: «Передаю дело Вам, Самаритяне. Никогда больше я не сниму трубку телефона и не скажу: «Заходите и выпейте чашечку кофе», когда клиент постучит в дверь. Я буду подбирать вас и помогать вам, и присматривать за вами, и воспитывать вас, и увольнять вас, если будет нужно, и принимать клиентов, нуждающихся в большем, чем ваша дружеская помощь, и я буду принимать решения, в которых вы не компетентны. Но именно вы – спасители жизни, и в один прекрасный день все поймут, в чем нуждают​ся люди, склонные к самоубийству».

Идея Чада Вары оказалась столь привлекательной, что в ближайшие 7 лет службы телефонной помощи возникли в большинстве европейских столиц или крупных городах (в 1956 – «Telefonseelsorge в Западном Берлине, в 1957 – «Die Dargebotene» в Цюрихе, в 1958 –«Telefonisehe Huldienst» в Роттердаме, «Kirkens Nattjeneste» в Осло, в 1959 – «Tele-Accueil» в Брюсселе и «La Main Tendue» в Женеве, а в 1960 – «SOS Amite» в Париже).

Сеть служб телефонной помощи постоянно множилась и развивалась, и для взаимной поддержки в Женеве в 1959 году был создан Международный центр информации для этих органи​заций, а в 1960 — проведена первая встреча работников неотложной помощи со штаб-квартирой в Женеве. Вскоре «Самаритянке» стали распространять свой опыт за пределы Англии и превратились в самосто​ятельную интернациональную организацию «Бифрендерс Интернэшнл» (Международная Дружеская помощь). В это лее время в странах Азии и Австралии телефонные службы, называвшиеся «Линиями жизни», объединились в «Лайф Лайн Интернэшнл» (Международные Линии Жизни).

«Бифрендерс Интернэшнл» была основана в ноябре 1974 года. Организация выросла из движения «самаритян», основанного Чад Варой. Оно быстро разрасталось, и в 1960 году его отделения были открыты в таких городах Великобритании как Эдинбург, Ливерпуль и Глазго. В это же время были созданы центры в Бразилии, Индии, Гонконге и Зимбабве. Движение «Самаритян» постепенно становилось синонимом предотвращения самоубийств. Цель достигалась с помощью благоже​лательных, добросердечных и душевных добровольцев, которые были готовы, чтобы центр работал 24 часа в сутки 365 дней в году. Акт, когда доброволец активно выслушивал кого-то, кто чувствовал себя абсолютно отчаявшимся, стал называться «дружеской помощью».

В 1974 году, после успешной работы в Англии, Чад Вара обратил внимание на необходимость расширения сети организаций в других странах. Он осознал, что то, что получило распространение в Англии, должно стать международным опытом вне зависимости от национальной принадлежности, цвета кожи, вероучений, культурных традиций или расы. Теперь в мире работают около 300 центров «Бифрендерс Интер​нэшнл», где преданные добровольцы помогают людям, близким к самоубийству или отчаявшимися.

Дружеская помощь уменьшает стресс, психологический кризис и стремление к самоубийству. Она доступна для обращения в любой час дня и ночи и это спасает жизни. Основная задача «Бифрендерс Интернэшнл» заключается в отборе и подготовке добровольцев для того, чтобы те смогли выслушать, понять, оказать сочувствие и духовную поддержку тем, кто в ней нуждается. Центр «Бифрендерс Интернэшнл» стремится открыть, взрастить и использовать в добровольцах эти качества, так же укреплять и улучшать контакты между людьми, осуществляя программы повышения общественного сознания, организацию обучения людей причинам самоубийств, кризисов и путей их преодоления. Основным элементом «Бифрендерс Интернэшнл» является добровольность. Каждый человек на любом уровне, будь то председатель, директор центра, простой сотрудник, — всегда добровольцы. Они полностью посвящают свое свободное время этой работе, благодаря вере в ценность человеческой жизни, сохраненной дружеской помощью. Они представляют все слои общества и все возрасты. Их тщательно отбирают для работы, причем особое внимание уделяется их способности сочувствовать другим и хранить в тайне полученную информацию.

Эта терапия выслушиванием не применяется для оказания давления в вопросах политики, философии или религии. В затруднительных случаях добровольцы в «Бифрендерс Интернэшнл» получают помощь профессионалов и их консультацию. Это является важнейшей составной частью работы «Бифрендерс Интернэшнл», и профессионалы посвящают значительную часть своего времени улучшению этих служб.

Они оказывают поддержку более чем 30 000 добровольцам во многих странах мира. «Бифрендерс Интернэшнл» функционировали в 25 странах и активно готовились действовать еще в двух. Наибольшее число центров «Бифрендерс Интернэшнл» действует в Англии, Бразилии, США, Новой Зеландии, Индии, Цейлоне, Малайзии и Зимбабве. Организация уделяет особое внимание тем обществам, где не существует дружеской помощи и где человеку требуется духовная поддержка, чтобы иметь того, к кому можно обратиться во время кризиса, и кто окажет поддержку, выслушав и проявив заботу, помощь, которая даст пусть небольшую, но часто спасающую жизни надежду.»

Информация взята из книги А.Н.Моховикова «Телефонное консультирование». А.Н.Моховиков был одним из основателей служб «Телефон Доверия» в Украине.

Краткая история телефонной психологической помощи в Украине

Первая украинская служба неотложной телефонной психологической помощи «Телефон доверия» была основана в 1983 году в Днепропетровске при психоневрологическом диспансере. В качестве телефонных консуль​тантов на нем работали врачи-психиатры и психологи. В годы застоя к существованию широкой и доступной сети служб телефонной помощи государство и общество относились подозрительно и не рассматривали ее как необходимую часть социальной помощи населению. Время от времени возникали попытки организации «Телефонов доверия» в разных городах Украины, как правило, в учреждениях психиатрической помощи, однако большинство из них оканчивалось неудачей в силу социально-психологической атмосферы тоталитарного режима.

Лишь с наступлением так называемой перестройки и ослаблением административно-бюрократического давления возникли предпосылки для появления новых служб неотложной телефонной помощи. В 1988 году был организован «Молодежный Телефон Доверия» в Одессе при благо​творительном фонде как некоммерческая общественная организация, в 1989 году – «Телефон Доверия» в Киеве при городском психоневроло​гическом диспансере.

Широкое же создание сети служб неотложной телефонной психоло​гической помощи стало возможным после 1991 года благодаря инициа​тиве Министерства по делам молодежи и спорта, которое создало в областных центрах и крупных городах Украины центры социально-психологической помощи молодежи, при которых открылись «Молодежные Телефоны Доверия». В 1994 году работали 22 службы «Телефонов Доверия» в Киеве, Одессе, Йльичевске, Львове, Хмельницком, Днепропетровске, Сумах, Житомире, Чернигове, Каменец-Полодьском, Черкассах, Полтаве, Харькове, Лу​ганске, Северодонуцке, Херсоне, Николаеве, Кировограде, Севастополе, Алуште, Гурзуфе, Евпатории. Многие из них были линиями помощи для молодежи, три службы работали при учреждениях психологического здоровья (Киев, Днепропетровск, Сумы) и одна служба была благотворительной организацией (Одесса). Службы, организованные как «Молодежные Телефоны Доверия», при отсутствии других линий экстренной помощи, брали на себя оказание неотложной психологической помощи всем нуждающимся.

В 1992 году 15 телефонов Доверия решили образовать Украинскую национальную Ассоциацию телефонных консультантов. Ассоциация занималась разработкой программ подготовки и повышения квалификации телефонных консультантов; организацией теоретической и практической деятельности, направленной на развитие телефонного консультирования в Украине; обменом информации между различными службами телефонного консультирования, и т.д.

Постепенно начинали открываться специализированные службы «Телефон Доверия» — для детей и подростков, для женщин, для людей с ограниченными возможностями и т.д. С 1998 года большое количество служб неотложной телефонной помощи открывалось при общественных и благотворительных организациях, где консультанты работали волонтерами.

Сейчас, если мы заглянем в интернет-портал, мы можем увидеть большое количество служб неотложной психологической помощи, которые работают в разных организациях и учреждениях. На мой взгляд, это очень важно, так как у людей есть большая возможность обратиться за психологической поддержкой в связи с проблемами в межличностных отношениях, в состоянии кризиса или стресса, за поддержкой в проживании конфликтов, разрыва отношений, по вопросам отношений родители-дети и наоборот дети-родители и т.д.

Служба неотложной психологической помощи «Телефон Доверия» в Херсоне

В г. Херсон служба «Телефон Доверия» начала свою работу в марте 1998 года при Херсонской общественной организации Ассоциация Гайдов Украины. Телефон имел трехзначный номер 076 и звучал именно так «Телефон Доверия 076» — номер удобен для запоминания, но недостаток в том, что звонить могли только жители г.Херсона.

И в январе 2002 года, при общественной организации ХОЦ «Усішна жінка», еще была открыта Телефонная Информационная Линия Поддержки (ТИЛП) – за психологической поддержкой уже могли звонить и жители Херсонской области, и г.Херсона. На ТИЛП также поступали звонки и из других областей Украины. НА ТД-076 и ТИЛП работали студенты Вузов, психологи, социальные работники, педагоги, врачи, которые проходили обучающий курс телефонных консультантов в «Школе волонтеров». Возраст звонивших на ТД-076 и ТИЛП – от 5 до 60 лет. Абоненты рассказывали о счастливой и несчастной любви; о конфликтах в школе, на работе, в семье; о неуверенности и страхах перед будущим; как уберечь себя от различных заболеваний; иногда просили помочь наладить отношения с друзьями, родными; иногда делились болью, обидой и злостью на близких из-за непонимания и жестокости; абоненты искали смысл жизни и размышляли об одиночестве, и много-много других вопросов поднимали в беседе с консультантами.

ТД-076 и ТИЛП завершили свою работу в 2007 году…к сожалению. Феномен выгорания настигает многих людей, которые безудержно отдаются волонтерской деятельности.

И, «опыт сын ошибок трудных и гений парадоксов друг»… в 2014 году отдохнувшая безудержная команда Херсонского Представительства УОПП «Гештальт-подход» поддержала коллег из Одессы, которые создали всеукраинскую сеть служб «Телефон Доверия для Всех».

И началась новая история нашей службы, с новым именем «Телефон Доверия для Всех». Продолжает свою работу «Школа Волонтеров» по подготовке консультантов для работы на ТД.

День сегодняшний, творящий историю будущего…

Всеукраинская сеть служб «Телефон Доверия для всех» – проект Благотворительной организации «Линия помощи», который осуществляется при поддержке Украинского Общества практикующих  психологов гештальт-подход. Служба «Телефон Доверия для всех» начала свою работу 2 апреля 2014 года в г. Одесса. Первую группу волонтеров составляли психологи и психотерапевты. Сейчас в проекте участвуют профессиональные психологи, социальные работники, журналисты, IT-cпециалисты, обычные люди, которые прошли отбор и специальную подготовку.

За время работы служба расширилась, и в настоящее время представляет собой сеть, которая принимает звонки из десяти городов: Одесса, Киев, Донецк, Луганск, Днепропетровск, Черновцы, Ивано-Франковск, Харьков, Херсон, Львов, а также по каналу Skype. Помимо перечисленных городов абоненты звонили из Мариуполя, Славянска, Сум и Ильичёвска, нескольких городов Российской Федерации.

Среди важных задач службы – эмоциональная поддержка тех, кто находится на грани самоубийства; помощь людям, которым больше не к кому обратиться за сочувствием и пониманием, не с кем разделить свои страхи, боль, другие переживания. Также важной задачей службы является психологическая поддержка участников АТО, вынужденных переселенцев, людей получивших психологические травмы в результате военных действий.

Кроме эмоциональной поддержки, консультанты оказывают информационную поддержку людям, предоставляя данные о возможности оказания очной помощи: в случае вынужденных переселенцев – о местах и организациях, занимающихся приемом и адаптацией; в случае обращения социально незащищенных граждан (инвалидов, страдающих психическими заболеваниями и т.д.) о деятельности фондов и социальных служб, компетентных в сути вопроса абонента. Информация о фондах и службах проверятся координаторами проекта и в базу рекомендаций заносятся достойные доверия организации.

В ряду других видов психологической помощи «Телефон Доверия» выделяется анонимностью, конфиденциальностью и общедоступностью. Благодаря этим принципам служба активно используется для консультирования по вопросам, которые тяжело обсуждать в личной беседе: межличностные и сексуальные отношения, стигматизированные болезни, употребление наркотиков, насилие, преступления, социальные проблемы (потеря работы, места жительства, гражданства) и др. С момента первого звонка по сегодняшний день наша служба смогла принять более 1 207 звонков, и мы уверены, что при должной поддержке, количество обращений увеличится.

Работу на линии психологической помощи оказывают добровольцы-волонтёры при поддержке профессиональных сотрудников – координаторов, кураторов, супервизоров проекта. Консультанты, среди которых большинство составляют психологи и социальные работники, принимаются в службу после отбора и обучения. Самый важный критерий – способность понимать, уважать другого человека, сопереживать ему и хранить в тайне полученную информацию. Проект «Телефон Доверия для всех» основан на современных технологиях. Техническое оснащение проекта позволяет объединять волонтеров из разных городов и даже стран. В настоящий момент как абонент, так и консультант могут находиться в любой точке мира. Единственным требованием является наличие сети интернет и отсутствие языкового барьера.

Работа по расширению службы ведется непрерывно — проходят подготовку новые группы волонтеров (не только психологов, но и желающих помогать другим людям вне зависимости от профессиональной принадлежности), подключаются к линии другие города. В планах ближайшего развития: круглосуточная работа службы (на данный момент линия принимает звонки с 19.00 до 7.00), организация многоканального приема звонков, подключение к линии новых городов или даже стран.

Как уже было сказано – все, кто задействован в проекте не получают материальное вознаграждение. Техническая поддержка так же основана на волонтерских началах. Разработка программ, поддержка пользователей, обеспечение бесперебойной и качественной телефонной связи, подключение к линии новых номеров из разных городов – все это и многое другое делают добровольные участники проекта. Информационная поддержка осуществляется за счет не безразличия СМИ, усилиями самих волонтеров (создание видеороликов и размещение в интернете), упоминание о службе коллегами во время интервью по телевидению и т.д.

Уважаемые консультанты, супервизоры, координаторы и руководители служб «Телефон Доверия для всех» во всех городах Украины – спасибо Вам огромное за помощь, которую Вы оказываете людям! Берегите себя!!!

И мы благодарим всех тех, кто оказался не безразличен к деятельности службы, а значит и к специалистам-волонтерам «Телефон Доверия для всех» и продвигает, и размещает информацию о таком важном деле « Алло, ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ, я ВАС СЛУШАЮ….»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *